ЦЕЛЬ – НИЧТО, ДВИЖЕНИЕ – ВСЁ — Мария Мельникова

Card Image
Родилась (1983) и живёт в Москве. Окончила факультет журналистки МГУ по специальности «литературно-художественная критика». С 2006 по 2017 гг. работала в г. «Книжное обозрение». Сейчас – редактор в издательстве «Синдбад». Стихи публиковались в журнале «Русский переплет», сообществе «Полутона», альманахе «На Середине мира», «Независимой газете» (приложение «Ex Libris»). Автор поэтических сборников «Птица, обитающая…» (Ridero, 2015), «В случае жизни» (Ridero, 2016) и «Мелкие вещи» (Стеклограф, 2019).  Лонг-листёр «Дебюта-2015» и «московского счета-2016». Востребована и широко публикуется как литературный критик.
(Выступление на вебинаре в рамках подготовки к фестивалю «ПОЭЗИЯ СО ЗНАКОМ ПЛЮС – 2020» от 25.12.20.)
Ростислав Ярцев умеет вовлекать читателя в сложные и захватывающие отношения с текстом. Чтение его стихотворений напоминает напряженный разговор с незнакомцем о чём-то крайне важном и столь же загадочном - как в сюрреалистическом кино.
Тексты Ярцева читаешь как будто бы не совсем легально. Их содержание явно персонифицировано. Многие стихотворения снабжены посвящениями, и кто скрывается за инициалами «С», «Е», «М» и что связывает этих людей с автором – неизвестно. Но сама эта связь более чем очевидна.
 
Стихотворения полны намёков на события некой оставшейся за рамками текста жизни, и эти намеки – не отвлечённые воспоминания, повествователь находится в процессе деятельного общения со своим адресатом, он даёт ему советы, предупреждает, просит, укоряет, пытается достучаться до него. Но в чём опасность, в чём вина, что это за «горе твоё – две жемчужины на ладони. / первую не спасти –
заберёт старатель. / что до второй, то не стоит она ни страха, /ни перепутья, покинутого в затишье», для чего один мерз в комнате другого или другой, наблюдая, как «лазарь на закате / по радуге шагает к нам в окно. / но лазать здесь ему запрещено», что случилось с юношей, так и не превратившимся в лебедя? Грань между конкретным и символическим у Ярцева призрачная, еле ощутимая, но она есть, и её хочется найти.
Текст, кажущийся невыносимо интимным, превращается в универсальный, и орудием этой трансформации становится читатель – неожиданный и невольный «заместитель» С., Е., М., вынужденный без каких-либо подсказок осмыслять причудливое послание – не то случайно попавшее в руки чужое любовное письмо, не то обрядовый текст неизвестного народа. Это непростое упражнение для ума – придётся быть смелым и осторожным, напористым и отстраненным одновременно. И именно поэтому можно с уверенностью сказать, что поэзия Ростислава Ярцева прекрасно справляется с одной из самых ответственных задач искусства: она стимулирует сознание, заставляет задуматься над задачей, о существовании которой ты не подозревал минуту назад.
А ещё этот авторский квест отлично готовит к восприятию собственно философии Ярцева – довольно «некомфортной», но несомненно обогащающей философии отважного взаимодействия с миром, пусть через горе, пусть через боль, пусть через битву, в которой, скорее всего, нельзя победить, взаимодействия во имя движения как такового, во имя чего-то, о чем ты совсем недавно просто не знал.

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Card Image
Восточной «атрибутики» в стихотворениях Андрея Цуканова не встретишь, однако, читая их, невольно начинаешь представлять автора кем-то вроде буддийского… Читать дальше
Card Image
Родился в 1947 году в Москве, с 1981 года живёт в США, в Нью-Йорке. В 1998 году окончил… Читать дальше
Card Image
Это эссе – первый в качестве литературного критика опыт Дениса Николаева, пришедшего в нашу литмастерскую – для тех,… Читать дальше
Card Image
Эта поэзия обладает особенной — лёгкой, веселящей — магией, как разноцветный праздничный газ. Слова — из которых особенно… Читать дальше
Card Image
В Библиотеке им. А.П. Чехова в клубе «Классики XXI века» презентовали книгу поэта, критика Людмилы Вязмитиновой «Месяцеслов». Читать дальше