Юлия Малыгина: О влиянии трансгуманизма на современные поэтические практики

Card Image

На примере материалов фестиваля «Поэзия со знаком плюс – 2020».

Новое время (новые переживаемые события, ситуации) постоянно обновляют искусство и литературу – вот и сейчас незаметно, но достаточно легко в литературную жизнь вошёл трансгуманизм. И в силу обстоятельств участвуя в разговоре о нём заочно, я сначала хотела  сделать видео или подключить робота, который озвучит текст, но потом  решила обойтись стандартной заметкой, чтобы рассказать о подборке стихотворений, выбранной мною из текстов, присланных на конкурс в рамках фестиваля «Поэзия со знаком плюс – 2020».
 
Трансгуманизм, как и постгуманизм, – современная практика, обращённая к проблеме человеческого бессмертия, и если развитие искусства тесно связано со страхом смерти, то практики, обращённые к проблеме бессмертия, могут серьёзно повлиять на культуру.
 
В сети существуют целые сообщества, объединённые идеей человеческого бессмертия – поскольку человеку уже не нужно мечтать о космосе, космос у него уже есть, космос поставлен на поток, то появилась новая идея – бессмертие.
 
Помимо цифрового взаимодействия с реальностью и создания цифровой и/или дополненной реальности, которые уже обогатили литературу (здесь и стерео-книги, и книги, написанные одними смайлами, и книги с qr-кодами на страницах, и многое другое), наша литературная реальность меняется не только за счет того, что в неё входят роботы и био-роботы – в ней меняются многие составляющие её элементы.
 
Вот, например, стихотворение Екатерины Богдановой, рассказывающее о чернобыльской катастрофе – на первый взгляд простое, но на самом деле это далеко не так: там нет сожалений или сетований, там говорится о взаимодействии человека с самим собой, другими людьми и отвлечённой и неназванной структурой управления, а напряжение создаётся с помощью извлечения ожидаемых сетований, жалоб, приукрашенных историй. Там нет воспевания героизма, сетований на всё в духе гуманизма, подведения к какой-либо морали. Вывод такой: человек смертен, и исцелится до конца он не может:
 
чудовищная оборотная сторона 
выданных им медалей
как дерн
приподними кусок
и увидишь
там белая почва
и черви
никогда не знавшие
дневного света
эта почва плотно прилегает
к груди каждого ликвидатора
постепенно впитывая в себя
слабо выходящую из организма
радиацию
но полностью впитать не успеет
ликвидаторы ровно относятся
к своей лучевой болезни

Так или иначе, во всех стихотворениях представленной мною подборки задействовано понятие «смерть» и осмысляется суть смертности, и это уже не романтическое «я памятник себе воздвиг нерукотворный», в новом, создаваемом мире можно либо «никак не пролезть / в разъём для зарядки» (Д. Гвоздецкий), либо «твоя многострунная карусель / превзошла эйфорию смерти» (Г. Горнов), и есть ещё множество вариантов взаимодействия, осмысления и отношения, продемонстрированных очень разными авторами.
 
Идеи трансгуманизма пронизывает нынешнюю литературу, доходя до самых мелких её элементов: «Что если я, как вешалка, проснусь / Облепленная молью как грачами» (Д. Николаев). Если человек всё же смертен, и бессмертия ему необходимо достигать с помощью специальных технологий, то он ещё далеко не царь природы, следовательно прежние способы антропоморфизмаи не годятся. Мы начинаем вглядываться в природу иначе, и появляются вот такие строки, в которых все элементы приобретают несколько необычные  значения: не только вешалка может проснуться, а я могу проснуться как вешалка; не только моль как грачи, но и грачи как моль – примеров такого равноправного распределения смыслов можно привести много, нет какого-либо одного, получающего от суммы значений нового единого грандиозного значения, все значения распределяются поровну.
 
Помимо идеи бессмертия и обновлённого отношения к смерти в представляемой мною подборке много виртуальности, много цифровизации – как на уровне понятий, так и на уровне метафор, метонимий, способов организации текста и многого другого.
 
Всё это подтверждает изначальный тезис о том, что новая ситуация придаёт литературе новый облик – и на уровне организации литературного процесса, и на уровне организации текста, и на уровне смыслов/идей.

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Card Image
Данный текст написан для прошедшего 16 января 2021 года «Полета разборов» №55 (автор и куратор проекта – Борис… Читать дальше
Card Image
Оставь меня. Мне ложе стелет Скука. Зачем мне рай, которым грезят все? А если грязь и низость —… Читать дальше
Card Image
Ростислав Ярцев умеет вовлекать читателя в сложные и захватывающие отношения с текстом. Чтение его стихотворений напоминает напряженный разговор… Читать дальше
Card Image
Восточной «атрибутики» в стихотворениях Андрея Цуканова не встретишь, однако, читая их, невольно начинаешь представлять автора кем-то вроде буддийского… Читать дальше
Card Image
Родился в 1947 году в Москве, с 1981 года живёт в США, в Нью-Йорке. В 1998 году окончил… Читать дальше